Воспитатель МАДОУ Д/С №48 г.Калининград ДЗЮБА Л.Ю.

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ГРУППА ВТОРАЯ МЛАДШАЯ.


Конспект занятия по развитию речи

                   Путешествие в зимний лес. (Вторая младшая группа).

Воспитатель -- Дзюба Л.Ю.

Программное содержание: закреплять представления о признаках зимы.

Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ, с опорой на модели, раскрывая существенные признаки зимы.

Грамматический строй речи: совершенствовать умение строить простые предложения, применяя правильный порядок слов; употреблять пространственные предлоги; формировать умение подбирать антонимы к заданным словам.

Словарь: упражнять в подборе определений к заданному слову, активизировать эти слова в речи детей.

Звуковая культура речи: учить детей четко произносить согласный звук М; развивать речевое дыхание, произнося звук длительно и на одном выдохе.

Развивать коммуникативные навыки общения, связную речь, мышление.

Воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: чтение произведений о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе, рассматривание картин с зимней тематикой, беседы о жизни диких животных в зимний период, просмотр видео на данную тематику, придумывание и составление моделей.

Подготовка воспитателя: подготовила панораму зимнего леса, схемы для составления предложений, рассказа, игрушки (волк, медведь, лиса, белка, заяц, попугай); видеописьмо; подобрала музыкальное сопровождение для физкультминутки.

Ход занятия: Дети собираются в круг.

Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости.

В группу входит помощник воспитателя и спрашивает у детей, как называется их группа, не ошиблась ли она адресом. Затем сообщает, что детям пришло видеописьмо.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Возможно, кто-то хочет поделиться с нами своей радостью, а может быть кому-то сейчас очень плохо и он нуждается в нашей помощи. В любом случае все хорошие дела надо делать с хорошим настроением.

Поздоровайся, дружок – Пожелай здоровья.

Лечат очень хорошо Доброта с любовью

Улыбнись – и доброту Делать не устанешь,
И полюбишь красоту, И умняшкой станешь!

(Дети улыбаются друг другу)

Воспитатель: - А теперь, мои друзья, всё внимание на меня… Давайте посмотрим что же это за письмо.

 Демонстрируется видеозапись на ноутбуке. 

«Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я Фея леса. В нашем лесу случилась беда, пропали лесные жители, которые пошли к Морозу в гости и не вернулись. Я знаю, что вы очень хорошие и добрые дети, поэтому обратилась именно к вам. Помогите мне, пожалуйста, найти лесных зверей».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем лесной Фее найти пропавших зверят. Но для этого нам надо отправиться в зимний лес.

Вы готовы?

Дети: Готовы.

Воспитатель: На чем мы можем поехать в лес.

Дети предлагают различные варианты.

Воспитатель: Давайте отправимся на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Кто первым назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.

Слон большой, а мышка – маленькая,

летом тепло, а зимой – холодно,

днем светло, а ночью – темно,

я высокая, а Владик – низкий,

мама молодая, а дедушка – старенький,

лед твердый, а снег – мягкий,

земля черная, а снег – белый,

мама сейчас далеко, а гости – близко,

волк злой, а зайка – добрый,

дорога широкая, а тропинка – узкая (дети поочередно становятся в паровозик).

Когда все построились, звучит гудок паровоза и дети «едут» в лес.

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий.

 Он вагончики повез

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки.

В гости поехали

Все детишки к мишке.

Воспитатель: Ну, вот мы и в лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таиться,

Что с деревьями твориться?

Все открой, не утаи;

Ты же видишь – это мы.

Посмотрите, как здесь красиво! Обращаю внимание на сундучок, который стоит под елкой:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, Ну что же там?

Воспитатель открывает сундучок и достает оттуда карточки – модели.

Медведь – берлога, лиса – нора, заяц – кустик, волк – логово, белка – дупло.

Дети составляют предложения: Волк живет в логове, медведь живет в дупле, заяц живет под кустиком и т.д.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы сделали правильно.

Воспитатель ставит сундучок под елку.

Воспитатель: Куда я поставила сундучок? (под елку)

Нам надо продолжать путь.

Подходим к следующей елочке, обращаю внимание, что на ней сидит ворона.

Воспитатель: Смотрите, ворона. Где она сидит? (на елке)

Давайте поздороваемся с ней.

Дети здороваются.

Ворона: Кар – кар – кар.

Воспитатель: Ворона поздоровалась с вами, сегодня все необычно, вот и я научилась понимать голоса птиц.

 Ворона: Кар – кар – кар.

Воспитатель: Ворона не хочет пропускать нас дальше в лес. Она хочет, чтобы мы сказали красивые слова о зиме. Ребята, вы знаете такие слова? Зима какая?

 Дети называют слова:Белая, пушистая, холодная, морозная, снежная, серебристая, колючая и т.д.

Воспитатель: Как много красивых слов вы сказали о зиме! Молодцы!

А сейчас давайте поиграем с вороной в прятки. Ворона будет менять место своего положения, а вы будете говорить, где она.

Дети определяют место положения вороны: над елкой, под елкой, за елкой, перед елкой.

Воспитатель: а теперь мы можем продолжать свой путь. Но вы уже, наверное, устали. Давайте присядем на полянку и немножко поиграем.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Давайте я расскажу вам сказку о веселом язычке.

Однажды Язычок сидел в своем домике. Стало ему скучно, приоткрыл он свой дом и запел веселые песенки, которые он уже знал: А-А-А-А! О-О-О-О! У-У-У-У! Но вдруг губы услышали, как поет песенку Маша. Маша шла по лесу и пела: М-М-М-М! Губам эта песенка понравилась. Губы сначала сомкнулись, а потом разомкнулись, и голосок запел песенку: М-М-М-М! А потом зазвучали другие песенки: МА-МА-МА! МО-МО-МО! МУ-МУ-МУ! Давайте споем песенку тихо, а теперь громко. Вдруг Маше стало страшно, и стала она повторять слова:

Миша маленький медведь,

Очень громко стал реветь,

Выбросил мочалку, мыло…

Молоко давно остыло.

Дети повторяют стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Проходим дальше.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, тут раздается какой – то шорох. Посмотрю-ка я, кто это может здесь быть (достаю зайца). Бедненький зайка, он испугался и спрятался. Ребята, куда спрятался зайчик трусишка? (под елкой).

Воспитатель: Вот ты где! Как долго мы тебя искали! Может быть, ты нам скажешь, где пропали остальные жители леса.

Воспитатель подносит игрушку к уху. Ребята, Зайчонок сказал мне, что он никогда не видел так много детей и поэтому очень испугался.

Воспитатель предлагает зайцу поиграть с детьми.

Физкультминутка

Скок-поскок

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах.)

В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте.)

В чехарду играть зовет. (Хлопаем в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз.)

На носочки подтянись. (Потянулись, подняли руки вверх.)

Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку, (Приседаем.)

Чтоб не мерзли лапки. (Топаем ногами.)

Воспитатель: Ребята, зайчонку очень понравилось с вами играть, но ему надо идти к маме, мы его оставим в лесу. Но он обязательно придет к нам в гости. А сейчас нам надо продолжать искать лесных жителей.

Воспитатель обращает внимание на колпачок, он шевелится.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там (достает попугая, он плачет). Что случилось? Как ты оказался в зимнем лесу? (Воспитатель подносит птицу к уху и «слушает», что она ему говорит). – Ребята, попугай мне рассказал, что прилетел в наши края, потомучто раньше никогда не видел снега, а ему так хотелось посмотреть на настоящую зиму, но прилетев в лес, он очень замерз и спрятался в кем-то потерянный колпачок, так ничего и не увидев. Давайте ему расскажем о зиме.

Дети по схеме составляют описательный рассказ о зиме.

Воспитатель обращается к попугаю: Теперь ты знаешь, что такое зима. Мы возьмем тебя в детский сад, где всегда сухо и тепло. Но ты нам скажи, не знаешь ли ты, где живет Мороз? Туда отправились все лесные жители и до сих пор не вернулись.

Попугай показывает на домик.

Воспитатель подходит к домику и достает оттуда игрушки: лису, белку, волка.

Воспитатель: Ах, вот вы где. Вас ищет лесная Фея.

Ребята, давайте оставим зверят на полянке. А этому замечательному лесу оставим приятные воспоминания – украсим его красивыми снежинками.

Дети развешивают на елках снежинки.

Воспитатель: Нам надо возвращаться домой. Садимся на поезд и поедем.

Под веселую музыку дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Мы сделали очень доброе дело – нашли пропавших зверят. А сейчас давайте обнимемся, улыбнемся друг другу и скажем спасибо.

P.S.: Ознакомиться с ходом проведения занятия, узнать некоторые моменты, не вошедшие в Конспект, Вы можете в прилагаемом ВИДЕО на моей СТРАНИЦЕ международного образовательного портала МААМ.RU.

31 марта 2017 в 10:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.